ОТЧЕТ О ПРОВЕДЕНИИ ОЛИМПИАДЫ
Краткая версия отчета: http://politolog.vstu.ru/?p=1130, http://vstu.ru/blocks/news/more/20120418/, фотографии и видео: http://photo.qip.ru/users/vstu/16 апреля 2012 года на кафедре политологии ВолгГТУ состоялась предметная олимпиада в рамках темы «Коррупция как общественная и правовая проблема», для студентов, изучающих дисциплину правоведение.
Студенческая предметная олимпиада представляла собой систему очных соревнований студентов в практическом и творческом применении знаний по правоведению в целом и антикоррупционного законодательства Российской Федерации в частности, являясь формой стимулирования учебной деятельности студентов и эффективным средством повышения качества подготовки, воспитания будущих специалистов, способных опираться в практической деятельности на нормативно-правовые акты.
Цели и задачи студенческой олимпиады.
- Проверить и сравнить знания, умения и навыки студентов, изучающих дисциплину «Правовоедение».
- Реализовать прикладной аспект образования в форме соревнования на примере анализа оснований и правовой оценки коррупции..
- Провести воспитательную работу по формированию социально отвественного отношения к реальности, чувство отвественности и патриотизма.
- Способствовать созданию антикоррупционной атмосферы в обществе, предупреждению коррупционного поведения граждан.
- Формировать антикоррупционную устойчивость личности.
- Показать на примерах, к каким последствиям может привести коррупция при попустительстве со стороны государства и общества.
- Выявить наиболее эффективные пути противодействия различным формам проявления коррупции в повседневной жизни.
Предполагаемый результат
В процессе подготовки и проведения олимпиады по правоведению у обучающихся должны быть сформированы следующие ключевые компетентности:
● гражданско-правовая компетентность (знание нормативно-правовых актов, умение применить эти знания на практике);
● информационная компетентность (умение работать с информацией, умение высказывать свое мнение, умение проявлять активность в обсуждении различных вопросов, установление новых коммуникативных связей и приобретение навыков общения и взаимодействия друг с другом);
● личностная компетентность (самооценка, умение оценить свои ресурсы, принятие решений, умение сделать выбор);
● самостоятельная познавательно-предметная компетентность (умение видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определение понятиям, классифицировать наблюдения и навыки проведения экспериментов, делать выводы и умозаключения, структурировать материал и работать с текстом);
Участники олимпиады.
В олимпиаде приняли участие три команды.
1. Команда факультета конструкционных материалов 3-го курса в следующем составе:
№ | Ф.И.О. | Группа |
1 | Селиванова С.В. | МВ-331 |
2 | Гончарова Е.И. | МВ-331 |
3 | Каплин В.О. | ТМ-328 |
4 | Туляков И.А. | ТМ-328 |
5 | Климов Д.И. | ТМ-328 |
6 | Белоусов В.В. | ТМ-328 |
2. Команда авто-тракторного факультета 4-го курса в следующем составе:
№ | Ф.И.О. | Группа |
1 | Курочкин А.А. | ТС-403 |
2 | Яровиков П.И. | ТС-403 |
3 | Клименко Д.А. | ТС-403 |
4 | Дорогань Р.А. | ТС-403 |
5 | Стародубцев Е.Д. | ТС-401 |
6 | Косов А.И. | ТС-401 |
3. Команда авто-тракторного факультета 2-го курса в следующем составе:
№ | Ф.И.О. | Группа |
1 | Присич А.Т. | ТС-200 |
2 | Каширский А.В. | ТС-200 |
3 | Арзамасцев Н.О. | ТС-200 |
4 | Павлов Д.А. | ТС-200 |
5 | Аль-Фалуджа И.В. | ТС-200 |
6 | Борисов М.В. | ТС-200 |
7 | Комаров Д.С. | ТС-200 |
8 | Илюшин Д.Н. | ТС-200 |
9 | Афанасьев Д.Д. | ТС-200 |
Порядок проведения олимпиады
Первое задание
Форма проведения – тест на 15 вопросов по антикорупционному законодательству России. Баллы присваиваются по числу правильных ответов.
Второе задание — письменное задание с устным ответом.
Форма проведения – письменная. Эссе (до 500 знаков) на одну из предложенных проблемных тем на тему коррупции. Эссе пишется коллективно и зачитывается капитаном команды. На написание — 15 минут, на ответ — 2-3 минуты. Жюри оценивает результаты по окончании выступления последнего (максимум 10 баллов).
При этом учитываются:
— Умение определить и вычленить проблему.
— Умение критически мыслить, приводить оптимальные по объему и содержанию аргументы.
— Умение делать обоснованные выводы и заключения.
— Умение логично и кратко излагать свои суждения.
— Соблюдение регламента.
Третье задание
Форма проведения – устная. По одному представителю от команды дают оценку неоднозначной ситуации из повседневной жизни, на ее «коррупционность» и предлагают форму ее недопущения, используя правовые средства.
При этом учитываются:
— Умение определить и вычленить проблему.
— Умение сформулировать собственное видение проблемы, выразить личную позицию.
Максимальная оценка – 10 баллов.
Четвертое задание
Форма проведения – устная. Представить в устной (возможно театрализованной форме) пример по теме «Коррупционная ситуация, ее оценка и способы выхода из нее».
При оценке устного выступления команды и ответов на вопросы учитываются:
— Умение раскрыть основную идею.
— Умение сформулировать собственное видение проблемы, выразить личную позицию.
— Соблюдение регламента.
— Умение дать точный и аргументированный ответ на вопросы команды-партнера.
— Соответствие вопроса тематике конкурса.
— Ссылки на российские и международные нормативно – правовые документы по борьбе с коррупцией.
Максимальная оценка за задание – 10 баллов.
Жюри
В состав жюри вошли преподаватели кафедры политологии.
Итог олимпиады и распределение призовых мест
По итогам оценки четырех заданий членами жюри призовые места среди команд участников олимпиады, были распределены следующим образом:
1-е место заняла команда третьего курса ФТКМ.
2-е место заняла команда четвертого курса АТФ.
3-е место досталось команде второго курса АТФ.
Общие выводы по результатам проведения Олимпиады:
С одной стороны, олимпиаду можно рассматривать как способ формирования устойчивого интереса к законодательству. С другой стороны, всесторонний анализ результатов позволяет определить уровень и степень подготовки студентов их творческие и аналитические способности, склонность к инновациям.
Учитывая то обстоятельство, что среди участников олимпиады оказались студенты разных курсов с разным уровнем подготовки, возможно присутствует необходимость проводить две олимпиады:
1. Олимпиада уровня «Senior» (для студентов 3-4 курса);
2. Олимпиада уровня «Junior» (для студентов 1-2 курса и ниже, вплоть до старшеклассников, что позволит выявить степень подготовки потенциальных абитуриентов на ранних стадиях набора, а также будет служить мотивационным ориентиром при выборе ВУЗа выпускниками школ).