ПК. Тема 1. Основные направления государственной политики в области противодействия коррупции

Содержание темы

1. Коррупция как явление, деформирующее государственную и правовую систему.
2. Природа коррупции, содержание, причины, виды и угрозы, исходящие от коррупции.
3. Экономические, социальные, политические и иные следствия коррупции: «смазка» или «песок в колесах»?
4. Реализация антикоррупционных мер: базовые подходы и основные проблемы.
5. Противодействие коррупции и обеспечение соблюдения прав человека и гражданина.
6. Измерение уровня коррупции: как определить начальное состояние и оценить результаты проводимых реформ.
7. Основные принципы и этапы развития государственной антикоррупционной политики.
8. Правовые основы противодействия коррупции в России.
9. Основные направления совершенствования нормативной правовой базы преодоления и упреждения коррупции.

Коррупция – особый феномен, исторически сопровождающий институт власти. Этим термином обозначается все многообразие явлений, имеющее своими последствиями разрушение механизмов публичного (государственного и муниципального) и организационного управления. В большинстве случаев, указанное понятие выражает собой использование лицом, обладающим властью (официальных полномочий в соответствии со своим статусом и должности), своих возможностей в целях личной выгоды, что противоречит действующему законодательству и моральным нормам.

Изучение феномена коррупции и выработка мер противодействия ей имеет глубокие исторические корни. На ранних этапах истории противодействие коррупции не выделялась как теоретическая проблема, а была неразрывно связана с практикой государственного управления и с практическими действиями, направленными на предотвращение того, что сейчас называется коррупцией, в том числе и использованием нормативно-правовых средств.

Например, если вспомнить утверждения классиков философской мысли, на которой базируется большинство гуманитарных наук, древнегреческий философ Платон, предвидя проблему корыстного интереса управляющих, в своем идеальном государстве предусмотрел, что правители (в его терминологии – «философы») не должны иметь семьи, имущества и собственности. Тем самым, по его мнению, должно сформироваться особое правящее сообщество, находящееся на полном государственном обеспечении, интересы которого неразрывно связаны с интересами самого государства и не отделены от него.

Аристотель также рассматривал противодействие коррупции как основу обеспечения государственной стабильности: «Самое главное при всяком государственном строе – это посредством законов и остального распорядка устроить дело так, чтобы должностным лицам невозможно было наживаться».

К настоящему времени сложились три основных теоретических подхода в понимании феномена коррупции.

Первый – это традиционный подход. Его также можно обозначить как «идеалистически-философский», «морализаторский» или «конвенциональный» подход. Наиболее известным представителем, которого выступает К. Фридрих. Он сформулировал следующее определение коррупции, ставшее широко признанным: «Коррупция – вид поведения, которое отклоняется от превалирующих норм. Это девиантное поведение, ассоциированное с определенной мотивацией, в частности с получением личной выгоды за общественный счет».

В рамках данного направления американские ученые Д. Саймон и Д. Эйтцен предлагают рассматривать коррупцию как проявление девиации элит. Они исходят из предположения, что преступность и девиация социентально обусловлены (то есть определяются на уровне общества в целом). Властная структура как таковая определяет возможность коррупционного поведения, как индивидами, так и организациями различных форм собственности, что является важным для настоящего исследования.

Второй – «ревизионистская» школа анализа коррупции возникла в 60-е годы XX века как результат осмысления процессов крушения колониальной системы с возникновением и становлением новых государств за пределами европейского и социально-политического, экономического и культурного пространства. Представители этой школы, например, Х. Абуэва, Д. Бэйли, Н. Лефф выступают против односторонне-негативистского подхода к коррупции как то или иное нарушение норм общественной жизни. Сторонники данного подхода, расценивают факты коррупции как разновидность недостатков развивающегося общества и различных социальных групп, а также как результат, следствие и/или проявление незавершенных социально-экономических преобразований и сохранения низкого уровня жизни большинства граждан.

Третий — охватывает экономические и рыночно-центристские подходы к изучению коррупции, что проявляется в его рассмотрении ее как формы специфического социального обмена, а коррупционные платежи – как часть транзакционных издержек. В экономике данные издержки понимаются как затраты, которые относятся не к производству какой-либо продукции непосредственно (расходы на сырье, заработную плату, материалы и пр.), а с сопутствующими этому производству косвенными затратами на сбор и поиск всей необходимой для деятельности информации, заключение различных сделок и контрактов. Одним из наиболее известных представителей данного направления является С. Роуз-Аккерман. В рамках этого подхода коррупция связывается с чрезмерным вмешательством государства в экономические процессы.

В отечественной науке феномен коррупции исследуется на основе анализа процессов, характерных для постсоветского политического и экономического пространства, становления рыночной экономики, изменения роли государства, ликвидации системы партийного контроля, свободного выезда в зарубежные страны и свободно протекающих финансовых потоков в глобальном масштабе.

Практически все указанные определения и формы понимания коррупции можно свести к двум основным подходам.

В соответствии с первым, более узким пониманием, коррупция − это извлечение должностным лицом, представителем государственной власти, чиновником личной выгоды посредством своего положения в системе государственного управления или из связанного с ним своего общественного статуса, при обязательном условии осуществления сделки с другой стороной, находящейся как вне государственной службы, так и внутри нее. Такого рода сделку государственного чиновника с другой стороной принято называть взяткой, а саму ситуацию − подкупом. Часто коррупция как явление выходит за рамки отдельного факта дачи взятки или подкупа должностного лица, а приобретает характер продолжающего деяния и повторяющегося поведения. При этом коррумпированные связи имеют, как устойчивый и длительный характер, так способны носить разовый или эпизодический характер.

При втором, более широком понимании, коррупция − это любое, осуществляемое при любых условиях извлечение выгоды из своего положения в системе власти или из связанного с ним своего общественного статуса, но обязательно в корыстных целях. Корысть – обязательный признак коррупционного поведения. В этом, широком смысле под коррупционным поведением понимаются действия не только в сфере государственной власти, но и в сфере органов местного самоуправления, а также в сфере корпоративного управления, в частном секторе сферы производства и оказания услуг. Наличие властных отношений и неравенство общественного и должностного положения выступает вторым обязательным признаком коррупционного поведения.

Существенной проблемой выступает вопрос отнесения к коррупционному поведению отношения между равными по статусу и полномочиям должностными лицами, или не находящимися между собой в отношении власти-подчинения, но имеющие в своей основе корыстные помыслы. Ситуацию подкупа здесь представить трудно, деньги или другие блага здесь прямо не передаются и не предусматриваются. Это скорее договоренность, принятие решения, цель которого находится за пределами содержания обсуждаемого вопроса. Предметом обмена являются не власть против блага, а интересы одних против интересов других, поддержка которых уже ведет к возможности конвертации полномочий в материальные ценности.

Коррупция может рассматриваться как феномен, разрушающий сложившийся баланс общественных трудовых усилий и наград за эти усилия и полученные результаты, при нарушении принципов справедливости ответственности и полученных привилегий отдельными лицами. Таким образом, коррупция становится мощнейшим дестабилизирующим фактором, способным нарушить функционирование любого политического режима, сформированного и действующего в интересах общества, а не отдельных высокопоставленных лиц.

Следует отметить несколько аспектов коррупции:

— правовой — незаконное присвоение, получение доходов и преимуществ, прямо запрещенных или не предусмотренных законом;

— экономический – сдерживающий фактор экономического развития, а также стремление к извлечению личных выгод ведет задержкам принятия решений, неэффективным решениям, безответственному распределению (разбазариванию) ограниченных ресурсов, а также к деформированию конкурентной среды;

— социальный – развитие социальной апатии, сжимание уровня социальной активности, торможение общественного социального развития при одновременном росте напряженности в обществе;

— духовно-идеологический – деградация ценностей и моральных ориентиров, особенно для подрастающих поколений, пессимистических общественных настроений, разрушение веры в формирование общества, построенного на праве и справедливости;

— политический — формирование собственных нелегитимных источников доходов в отличие от служебного вознаграждения ведет к разрушению целостности государственного управления, кризису государственности, побуждает, стимулирует формирование идеологии местечковой и региональной исключительности, сепаратизма.

Коррупция – широко и неоднозначно трактуемый термин, имеющий нетождественное значение в различных национальных правовых системах. В российском праве дается точное, но ограниченное понимание этого явления.

Например, в соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», коррупция – это «злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами», а также совершение аналогичных деяний от имени или в интересах юридического лица.

Коррупционными действиями по российскому законодательству можно признать только те отношения, которые возникают между носителями государственной власти и лицами, занимающими определенное служебное положение.

При этом, за пределами данной юридической формулировки остается широкий класс действий, которые являются коррупционными по своей сути, но не попадают под действие закона. Причиной данного явление выступает утверждение о том, что вначале необходимо выявить и устранить факты явной коррупцией, которые очевидны и однозначны, а более сложные, неоднозначные, случаи коррупционного поведения (например, непотизм) или действия не связанные с получением материальных выгод, должны быть устранены в последующем.

Весь этот класс явлений можно охарактеризовать как коррупционные риски, имеющие множественные проявления, и в том числе в социальной сфере и реализации промышленной политики, что препятствует технологическому обновлению и развитию качественной продукции.

Комментарии запрещены.