Содержание темы:
1. Антикоррупционная политика организации.
2. Установление антикоррупционных стандартов поведения для работников организаций.
3. Регулирование конфликта интересов.
4. Оценка коррупционных рисков.
5. Коллективные инициативы по противодействию коррупции.
6. Антикоррупционная хартия российского бизнеса.
7. Антикоррупционное регулирование государственных организаций, не являющихся государственными органами.
8. История развития, современное состояние и основные проблемы.
9. Ответственность физических и юридических лиц за совершение коррупционных правонарушений в частном секторе экономики.
10. Незаконное вознаграждение от имени юридического лица. Коммерческий подкуп.
Организация является основным звеном антикоррупционной политики государства Согласно действующему законодательству любая организация обязана разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции. Министерством труда России разработаны Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции.
Методические рекомендации разработаны для использования в организациях вне зависимости от их форм собственности, организационно-правовых форм, отраслевой принадлежности и иных обстоятельств. Антикоррупционная политика организации представляет собой комплекс взаимосвязанных принципов, процедур и конкретных мероприятий, направленных на профилактику и пресечение коррупционных правонарушений в деятельности данной организации.
Меры по предупреждению коррупции, принимаемые в организации, могут включать:
1) определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений;
2) сотрудничество организации с правоохранительными органами;
3) разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации;
4) принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации;
5) предотвращение и урегулирование конфликта интересов;
6) недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.
Антикоррупционную политику и другие документы организации, регулирующие вопросы предупреждения и противодействия коррупции, рекомендуется принимать в форме нормативных актов, действующих в отдельных организациях, что позволит обеспечить обязательность их выполнения всеми работниками организации.
Систематическое внедрение в организации антикоррупционных мер связано с определенными расходами, однако в среднесрочной и долгосрочной перспективе может принести организации ряд значимых преимуществ. Так, реализация мер по противодействию коррупции существенно снижает риски применения в отношении организации мер ответственности за подкуп должностных лиц, в том числе и иностранных. Особо следует отметить, что профилактика коррупции при выборе организаций-контрагентов и выстраивании отношений с ними снижает вероятность наложения на организацию санкций за недолжные действия посредников и партнеров.
Отказ организации от участия в коррупционных сделках и профилактика коррупции также способствуют добросовестному поведению ее сотрудников по отношению друг к другу и к самой организации. И наоборот — лояльное отношение организации к незаконному и неэтичному поведению в отношении контрагентов может привести к появлению у сотрудников ощущения, что такое поведение приемлемо и в отношении своего работодателя и коллег.
В разработке и реализации антикоррупционной политики как документа следует выделить следующие этапы:
— разработка проекта антикоррупционной политики;
— обсуждение проекта и его утверждение;
— информирование работников о принятой в организации антикоррупционной политике;
— реализация предусмотренных политикой антикоррупционных мер;
— анализ применения антикоррупционной политики и, при необходимости, ее пересмотр.
При разработке антикоррупционной политики организации необходимо учитывать форму собственности, организационно-правовую форму, отраслевую принадлежность, размер, структуру, географию деятельности, модель управления, специфику внутренних операций организации (закупки, маркетинг, продажи т.д.) и иные особенности. Разработчиком антикоррупционной политики организации может выступать работник или структурное подразделение организации, на которых планируется возложить функции по предупреждению коррупции. Крупным и средним предприятиям, располагающими достаточными финансовыми ресурсами, к разработке и последующей реализации соответствующей антикоррупционной политики могут привлекаться внешние эксперты.
Признав многообразие форм проявления и средств противодействия коррупции, необходимо констатировать, что задача познания и противодействия коррупции состоит в определении таких задач, решение которых выполнимо, реализуемо в реальных условиях, исходя из существующего уровня развития политических, социальных и экономических особенностей общества.
Ключевые идеи реализуемой антикоррупционной политики выражаются в системе специальных принципов:
— соответствие антикоррупционной политики организации действующему законодательству и общепринятым нормам;
— соблюдение законных прав и интересов, защита деловой репутации работников, партнеров, контрагентов и иных лиц, соблюдение режима коммерческой тайны при осуществлении антикоррупционных мероприятий;
— личный пример руководства при формировании культуры нетерпимости к коррупции и создании внутриорганизационной системы предупреждения (профилактики) и противодействия коррупции;
— вовлеченность работников: информированность работников организации о положениях антикоррупционного законодательства и их активное участие в формировании и реализации антикоррупционных стандартов и процедур;
— соразмерность антикоррупционных процедур величине возможного ущерба и вероятности реализации коррупционного риска;
— эффективность антикоррупционных процедур с проведением антикоррупционных мероприятий, которые обеспечивают простоту реализации и приносят значимый результат;
— ответственность и неотвратимость наказания для работников организации вне зависимости от занимаемой должности, стажа работы и иных условий в случае совершения ими коррупционных правонарушений в связи с исполнением ими трудовых обязанностей;
— открытость ведения бизнеса: информирование партнеров, контрагентов, и общественности о принятых антикоррупционных стандартах ведения бизнеса;
— постоянный контроль и регулярный мониторинг эффективности внедренных антикоррупционных стандартов и процедур, а также контроль их исполнения.
На основе принципов формулируется цель и задачи антикоррупционной политики. Указанная цель может быть сформулирована в следующем виде:
— единый подход к реализации требований действующего законодательства РФ по разработке и принятию мер по предупреждению и противодействию коррупции: выявление и последующее устранение причин коррупции (профилактика коррупции); выявление, предупреждение и пресечение коррупционных и иных правонарушений; минимизация и (или) ликвидация последствий коррупционных и иных правонарушений.
В соответствии с поставленной целью необходимо выполнить ряд задач антикоррупционной политики:
— определить ключевые направления по реализации требований по противодействию коррупции;
— создать эффективный и исполнительный механизмы реализации мер по профилактике и противодействию коррупции (включая программу антикоррупционных мероприятий);
— закрепить требования и ограничения при взаимодействии с государственными органами, в компетенцию которых входят вопросы противодействия коррупции;
— предупредить коррупционные и иные правонарушения, обеспечить ответственность;
— сформировать у сотрудников организации, деловых партнеров, контрагентов, органов государственного и муниципального управления и контроля ясное понимание позиции организации о неприятии коррупции в любых формах и проявлениях;
— минимизировать риски вовлечения организации в коррупционную деятельность.
В качестве дополнительного инструмента (при наличии у организации ресурсов) в целях предупреждения коррупции может также использоваться анализ отдельных сделок и операций. Так, для бизнес-процессов, подверженных высоким коррупционным рискам (например, закупки, продажа имущества, взятие и сдача в аренду имущества, инвестиционная деятельность, получение кредитов), организации могут разрабатывать перечень «индикаторов коррупции» и алгоритмы их выявления. Под «индикатором коррупции» при этом понимается показатель (в том числе количественный), указывающий на возможные коррупционные правонарушения при заключении соответствующих сделок (принятии решений).
Такие индикаторы предназначены, прежде всего, для применения в ходе антикоррупционного аудита сделок и позволяют подразделению или лицам, ответственным за предупреждение коррупции, самостоятельно, без получения информации извне, выявлять подозрительные, потенциально коррупционные сделки. Наличие «индикаторов коррупции» не означает, что обязательно имеет место коррупционное нарушение, однако дает основания для дополнительного анализа сделки. Кроме того, если подразделение (сотрудники), ответственное за предупреждение коррупции в организации, наделено полномочиями по согласованию определенных сделок, выявление индикаторов может послужить основанием для отказа в согласовании такой сделки без проведения дополнительного углубленного анализа.
К «индикаторам коррупции» могут относиться, например:
-продажа имущества, принадлежащего организации, по заниженной стоимости (ниже рыночной);
-отклонение стоимости приобретаемых товаров, работ и услуг от среднерыночных значений;
-приобретение конкурентных товаров или услуг у одной организации или последовательное приобретение аналогичных товаров или услуг у одной узкой группы организаций;
-слишком низкая цена закупки, непривлекательная на открытом рынке;
-участие в закупке организаций, учредителями, участниками, бенефициарами, работниками которых ранее являлись работники организации-заказчика;
-получение значительной доли контрактов и (или) значительной доли средств, распределенных заказчиком в течение календарного года одной организацией или связанными организациями и т.п.
При наличии у организации необходимых ресурсов такие «индикаторы коррупции» в дальнейшем могут быть интегрированы в соответствующий программный комплекс, который будет использоваться для автоматического анализа совершенных сделок с точки зрения возможных коррупционных правонарушений.
В связи с тем, что зачастую все стороны коррупционных взаимодействий (например, и взяткополучатель, и взяткодатель) заинтересованы в их сокрытии, для их своевременного выявления и минимизации негативных последствий критически важным становится получение информации о признаках неправомерной деятельности из всех возможных источников. С этой точки зрения, рекомендуется уделять самое пристальное внимание сведениям о замеченных случаях коррупции, предоставляемым: а) работниками организации; б) ее контрагентами.
Кроме этого, полезным может также стать мониторинг подразделением (сотрудниками), ответственным за предупреждение коррупции, информации в СМИ и социальных сетях. Обязанность работников сообщать о замеченных ими коррупционных правонарушениях российским законодательством не установлена. Работники отдельных категорий организаций обязаны уведомлять лишь о склонении лично их к коррупции. Вместе с тем представляется полезным закрепить в антикоррупционной политике организации и (или) антикоррупционных стандартах рекомендацию сообщать работодателю обо всех предполагаемых коррупционных правонарушениях.
Для обеспечения реальной возможности сообщать о коррупционных правонарушениях в организации должны быть созданы соответствующие доступные и конфиденциальные каналы обратной связи для работников и контрагентов: телефонная «горячая линия», электронная приемная на официальном сайте организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», опубликованы контактные данные для направления сообщений в письменной форме. Информация о таких каналах должна на регулярной основе доводиться до работников и контрагентов организации, в том числе путем ее размещения на официальном сайте организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (при наличии), желательно не далее одного «клика» с главной страницы сайта.
Помимо создания самих каналов связи важно также закрепить в локальных нормативных актах организации порядок предоставления информации, ее рассмотрения и проверки, последующего принятия мер реагирования. В частности, такой порядок может включать:
-описание возможных способов сообщения о коррупционных правонарушениях для работников организации и для ее контрагентов;
-перечень структурных подразделений (работников), ответственных за прием и рассмотрение полученной информации, права и обязанности ответственных работников;
-порядок и сроки регистрации и обработки полученных сообщений, в том числе критерии принятия информации к дальнейшему рассмотрению;
-порядок обратной связи с заявителем;
-порядок проведения проверки информации, содержащейся в поступивших сообщениях;
-порядок направления информации в уполномоченные государственные органы в случае выявления признаков административного правонарушения или преступления;
-порядок ведения отчетности о работе «горячей линии».
Организации также рекомендуется предусмотреть меры по защите лиц, сообщающих о фактах коррупции, от возможных неблагоприятных последствий раскрытия ими информации. К таким мерам можно отнести:
-конфиденциальность персональных данных заявителя;
-возможность сообщать о коррупционных нарушениях анонимно;
-дополнительный контроль кадровых решений, принимаемых в отношении заявителя (в случае, если заявителем является работник организации);
-установление особого порядка рассмотрения жалоб заявителя (в случае, если заявителем является работник организации) на репрессивные действия, связанные с раскрытием им информации о коррупционных нарушениях.
В случае, если жалоба на репрессивные действия признана обоснованной организация может предпринять следующие действия:
-отменить несправедливое кадровое решение;
-применить в отношении лиц, которые предприняли репрессивные действия, меры ответственности;
-перевести заявителя на иную должность и т.д.
Система сбора и обработки информации о возможных коррупционных правонарушениях требует обеспечения соответствующими кадровыми, финансовыми, материальными и иными ресурсами. Полезным представляется внедрение специализированного программного обеспечения для сбора, учета и обработки поступивших сообщений.
Также рекомендуется на регулярной основе повышать информированность работников о существующих возможностях предоставления информации и стимулировать их использование, например, придавая огласке истории успешного предотвращения или пресечения неправомерных действий в результате своевременного раскрытия информации работниками организации. Кроме того, представляется целесообразным в антикоррупционной политике организации или ином локальном нормативной акте организации указать информацию о не привлечении к ответственности лицо, сообщившее о факте коррупции, если оно отказалось дать или получить взятку, совершить коммерческий подкуп или иные коррупционные преступления, и данный отказ повлек экономический ущерб для организации.