Основные вопросы темы:
1. Развитие российского антикоррупционного законодательства.
2. Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 27 3-ФЗ «О противодействии коррупции»: основные причины принятия, ключевые положения.
3. Попытки внедрения систематического подхода к противодействию коррупции: принятие Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальных планов противодействия коррупции.
4. Современное состояние системы антикоррупционного регулирования в России: нормативное правовое обеспечение, система государственных органов
Исторические корни борьбы с коррупцией в российской государстве очень древние. Отдельные элементы можно проследить в первых веках становления российской государственности. Борьба с коррупцией носила волнообразный характер, часто была связана кризисными ситуация, в том числе и реформами. В Соборном Уложении 1649 г., которое являлось главным сводом законов Российского государства и функционировало с некоторыми изменениями почти до 1917 г., предусматривались наказания за различные виды коррупционных правонарушений вынесение неправедного решения судьей, подделка судного списка дьяками и подьячими, волокита с целью вымогательства взятки, отказ судьи от разбора дела, связанный с вымогательством взятки, посул, неправомерное взимание пошлин. При этом под наказание попадал и посул, взятый третьими лицами: родственниками судей, с его ведома, или нет.
В XVIII и XIX вв. к борьбе с коррупцией начинает применяться системный подход. Помимо закрепленной в нормативно-правовых актах уголовной ответственности, верховная власть вела поиск организационных мер предупреждения и пресечения злоупотреблений должностных лиц.
В царствование Петра I было осознано, что коррупция является ужасным злом для государства, подрывает бюджет страны и разлагает общество. Петр Великий начал вести активную борьбу против коррупции, и законодательство в этот период, помимо должностных лиц, к субъектам коррупции стало относить посредников, пособников, подстрекателей и недоносителей.
Чтобы неведением никто не отговаривался, от поступающих на службу бралась подписка об объявлении им указа о запрещении брать посулы от казенных или частных лиц, а для ознакомления народа указы прибивались на видном месте.
В обязанность учрежденных в 1711 г. фискалов входило «тайно проведывать, доносить и обличать» обо всех нарушениях закона, злоупотреблениях, воровстве, взяточничестве и т.п. С этой целью они даже принимали доносы от частных лиц. Интересно, что за несправедливые дела фискал не наказывался, а за правильные получал половину судебного штрафа, наложенного на чиновника.
Настоящая борьба со взяточничеством началась при Екатерине II. Екатерина решила ликвидировать остатки системы «кормления» XVII в., и манифестом 1763 г. утвердила новые штаты для всех учреждений Российской империи, примерно вдвое повысив оклады большей части чиновников; при этом жалованье назначалось не по чину, а по занимаемой должности.
XIX век начался с административных реформ, целью которых, в частности, было улучшение организации государственной службы и качественного изменения в составе российского чиновничества. Ответственность чиновника по службе была зафиксирована Уставом о службе (1830-е гг.), где определялись необходимые для российского чиновника черты характера. Один из пунктов гласил: «Честность, бескорыстие и воздержание от взяток». В Своде законов Российской империи, в ст. 336 содержался перечень видов лихоимства (взяточничества): 1) незаконные поборы под видом государственных податей; 2) вымогательство вещами, деньгами или припасами; 3) взятки с просителей по делам исполнительным и судебным.
С 1845 г. основным законодательным актом по борьбе со взяточничеством на государственной службе выступает «Уложение о наказаниях уголовных и исправительных» без четкого определения характера мздоимства и лихоимства. Если действие, за которое получен дар, не составляло нарушения обязанностей службы, то получение вознаграждения являлось мздоимством, если же обязанности службы были нарушены – лихоимством. Чиновник, уличенный в мздоимстве, подвергался альтернативной санкции в форме: 1) денежного взыскания; 2) денежного взыскания, сопряженного с отрешением от должности.
Наиболее опасной формой лихоимства расценивалось вымогательство, за которое назначалась санкция в форме отдаче в исправительные арестантские отделения на срок от 5 до 6 лет, с лишением всех особенных прав и преимуществ. При отягчающих обстоятельствах виновный приговаривался к лишению всех прав, состояния и ссылке на каторжные работы на срок от 6 до 8 лет.
Вводится обязательное опубликование информации об имущественном положении чиновников в виде специальных книг («списков»). Периодически, как правило, раз в год выходили книги, которые так и назывались: «Список гражданским чинам такого-то ведомства». В этих книгах, доступных для широкой публики, были приведены сведения о службе чиновника, его наградах, поощрениях и, что не менее важно, взысканиях, а также о размере получаемого им жалования и наличии имущества. Причем имущество указывалось не только личное, но и «состоящее за женой», как наследственное, так и приобретенное. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных оговаривало возможность получения взятки должностным лицом и через других, в том числе жену, детей, родственников, знакомых. Чиновникам запрещались всякие сделки с лицами, вступающими в подряды и поставки по тому ведомству, где они служат. За совершение таких сделок обе стороны подвергались взысканию, равному цене заключенной сделки, а чиновник к тому же увольнялся.
Александр III запретил совмещение государственных должностей с работой в руководстве банков и акционерных обществ. В 1903 г., уже при Николае II, было введено Уголовное уложение, которое разделило понятия «взяточничество» и «лихоимство». Царское правительство в ответ на всплеск коррупции в самом начале Русско-японской войны и ужесточило отношение к ней. На лица, совершившие коррупционные деяния, не распространялась амнистия. Закон, принятый в порядке чрезвычайного законодательства в 1911 году, повышал наказание за мздоимство и лихоимство, в частности в случаях, когда они были совершены по делам, касающимся снабжения армии и флота различными припасами, пополнения личного состава и вообще обороны государства, а также железнодорожной службы
Не существовало специального антикоррупционного законодательства, и борьба с коррупцией проходила по пути криминализации этого явления, т.е. предусматривалась только уголовная ответственность. В зависимости от тяжести содеянного санкциями выступали различные сроки наказания, а также высшая мера наказания – смертная казнь. Впервые коррупция как явление, требующее активного противодействия, была признана в Постановлении Съезда народных депутатов СССР от 9 июня 1989 г. «Об основных направлениях внутренней и внешней политики СССР».
В настоящее время противодействие коррупции является одним из приоритетных направлений государственной политики. В числе правовых актов, имеющих существенную антикоррупционную составляющую, следует назвать федеральные законы:
Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
Федеральный закон от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов».
Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам».
Федеральный закон от 7 мая 2013 № 102-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами»
Федеральный закон от 7 мая 2013 № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами»
Первый в отечественной истории Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» формирует понятийный аппарат, закрепляет принципы, организационные основы противодействия коррупции, меры по ее профилактике, устанавливает основные принципы противодействия этому явлению, определяет правовые и организационные основы предупреждения и борьбы с нею. В соответствии с этим законом применение за коррупционное правонарушение мер ответственности к юридическому лицу не освобождает от ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо. Граждане РФ, иностранцы и лица без гражданства за совершение коррупционных правонарушений несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность.
Одно из новых форм дисциплинарной ответственности является увольнение в связи с утратой доверия. Гражданин, замещающей государственную или муниципальную должность подлежит увольнению в связи с утратой доверия в случае:
Непринятия мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого является этот гражданин.
Непредставления сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений.
Участия на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организации, за исключением случаев, установленных федеральным законом.
Осуществления предпринимательской деятельности.
Вхождения в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории РФ их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором РФ или действующим законодательством.
Основным источником антикоррупционного права выступают ряд специальных нормативно-правовых актов, имеющих характер законов и советующих специальных подзаконных актов. С 2008 года, каждые два года принимается Указ Президента Российской Федерации «О Национальном плане противодействия коррупции» на очередной двухлетний период.