Леонтьев А.Н. ГОРРИД. Методические указания к практическим занятиям

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ Государственное и общественное регулирование рекламно-информационной деятельности

 

1.      Цель занятия

Приступая к изучению учебного курса «Правовое и общественное регулирование рекламно-информационной деятельности» студенту необходимо уяснить цели и основные задачи преподаваемой дисциплины. Целью дисциплины является правовая подготовка студентов для самостоятельной деятельности в области рекламы, понимание отличия государственного регулирования рекламной деятельности от других видов экономической деятельности, изучение правовых основ рекламной деятельности, законодательства, регулирующего рекламную деятельность в России и за рубежом, состав, виды и особенности правового положения участников рекламной деятельности, виды и структуру основных договоров, применяемых в рекламе, а также основания и виды юридической ответственности участников рекламного процесса за правонарушения в сфере рекламы.При изучении дисциплины ставиться задача изучить правовые основы рекламной деятельности, приобрести и развить навыки применения законодательства о рекламе, определить место и роль государственного регулирования и контроля рекламной деятельности, рассмотреть методы и формы саморегулирования в этой сфере, понять значение традиций, общественных норм, морали и этики в регулировании рекламного процесса.


2.       Содержание занятия

Для более глубокого усвоения предмета, понимания принципов и методов государственного и общественного регулирования рекламно-информационной деятельности можно порекомендовать следующее:

  • работа с учебниками, учебными пособиями, указанными в списке рекомендуемой литературы, в которых наиболее полно отражены и систематизированы ключевые вопросы курса. При этом следует внимательно относиться к году издания, помня, что законодательство о рекламе прошло два этапа: 1996-2006 годы, когда действовал первый закон о рекламе, и с 2006 по настоящее время — время действия второго закона о рекламе;
  • знакомится с текстами основных законов и других нормативно-правовых актов, направленных на регулирование общественных отношений в сфере рекламно-информационной деятельности;
  • работа о специальной правовой литературой, изучение публикаций в научных журналах, ориентированных на рекламно-информационный процесс, например, «Индустрия рекламы», «Маркетинг», «Маркетолог», «Реклама», «Рекламные технологии», «Рекламный мир;
  • при работе с литературой следует вести запись основных положений (конспектировать отдельные разделы, выписывать новые термины и раскрывать их содержание);
  • необходимо обращаться к источникам, текстам и обсуждениям в интернете, в том числе в блогосфере, если они посвящены правовой и общественной стороне регулирования отношений в сфере рекламы, содержанию рекламных сообщений, этическим, нравственным и религиозным ограничениям. При этом необходимо быть внимательными и соблюдать осторожность, оценивая как достоверность ресурса, так и размещенной на нем информации.

 
Практическое        занятие № 1.Тема:Предмет и основные принципы правового регулирования рекламной и информационной деятельности. Количество часов — 1.Вопросы к семинару:

  • Предмет курса, основные принципы регулирования рекламной деятельности.
  • Право и его роль в правовом регулировании рекламной деятельности.
  • Реклама и общество. Правовые и этические критерии рекламы.
  • Роль этических, нравственных и социальных институтов рекламной деятельности.

 Практическое        занятие № 2.Тема:Государственное (правовое) регулирование рекламной и информационной деятельности.Количество часов — 1.Вопросы к семинару:

  • Задачи и основные принципы государственного регулирования рекламной деятельности.
  • Механизм государственного регулирования рекламной деятельности.
  • Нормативные акты федеральных органов государственной власти в области рекламы.
  • Региональное и муниципальное регулирование рекламной деятельности

 Практическое        занятие № 3.Тема:Законодательство, регулирующее рекламную и информационную деятельность в России.Количество часов — 1.Вопросы к семинару:

  • Федеральный Закон РФ «О рекламе»  и его значение в регулировании рекламной деятельности.
  • Федеральный закон РФ «Об авторском праве и смежных правах». Ответственность за нарушение прав авторов в рекламной деятельности.
  • Федеральный закон РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках. Роль федерального антимонопольного органа в регулировании рекламной деятельности.
  • Федеральный закон  РФ «О защите прав потребителей». Защита прав потребителей от недобросовестной рекламы.
  • Федеральный закон РФ «О средствах массовой информации» в рекламной деятельности.

 Практическое        занятие № 4.Тема:Правое регулирование отдельных видов рекламы.Количество часов — 1.Вопросы к семинару:

  • Правовое регулирование рекламы: в средствах массовой информации.
  • Правовое регулирование наружной рекламы и рекламы на транспортных средствах.
  • Правовое регулирование рекламы отдельных видов товаров
  • Правовое регулирование рекламы финансовых, страховых, инвестиционных услуг и ценных бумаг.

 Практическое занятие № 5.

Тема:Зарубежный опыт правового регулирования рекламы. Количество часов — 1.Вопросы к семинару:

  • Общее в законодательстве о рекламе европейских стран.
  • Особенности законодательства о рекламе в США. Основные нормативные акты.
  • Особенности рекламного законодательства КНР.
  • Ограничения по рекламе табака, алкоголя, лекарств, детских товаров в зарубежных странах.

 Практическое занятие № 6.

Тема:Участники рекламной деятельности и их правовое положение. Договоры в рекламной деятельности.Количество часов — 1.Вопросы к семинару:

  • Понятие и виды субъектов рекламной деятельности, их классификация.
  • Правовая защита интересов участников рекламной деятельности.
  • Понятие и виды договоров, применяемых в рекламной деятельности.
  • Права и обязанности участников рекламной деятельности.
  • Ответственность за неисполнение и ненадлежащее исполнение обязательств.

 Практическое занятие № 7.

Тема:Государственный контроль и саморегулирование в рекламной деятельности.Количество часов — 1.Вопросы к семинару:

  • Правовые способы борьбы с недобросовестной рекламой. Федеральный антимонопольный орган и его полномочия.
  • Полномочия региональных и муниципальных органов по контролю за рекламой.
  • 3.    Саморегулирование рекламной деятельности участниками рекламного процесса.

Практическое занятие № 8.

Тема:Юридическая ответственность за правонарушения в сфере рекламной и информационной деятельности.Количество часов — 1.Вопросы к семинару:

  • Основные виды ответственности за правонарушения в рекламной деятельности.
  • Гражданско-правовая ответственность за нарушения обязательств по договорам, регулирующим рекламную деятельность.
  •  Административные санкции за правонарушения в сфере рекламы и порядок их наложения.

 
 Контрольные вопросы для самопроверки

  1. Раскройте предмет и основные принципы правового регулирования рекламно-информационной деятельности.
  2. Определите роль гражданского, торгового и международного прав и их роль в регулировании рекламно-информационной деятельности.
  3. Каковы Социальная значимость рекламы.
  4. В чем состоит государственное регулирование рекламно-информационной деятельности. Задачи и основные принципы.
  5. Перечислите источники правового регулирования рекламно-информационной деятельности в России.
  6. Федеральный закон РФ «О рекламе».
  7. Федеральный закон РФ «Об авторском праве и смежных правах».
  8. Федеральный закон РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности».
  9. Законодательство, регулирующее рекламную деятельность в РФ.
  10. Недобросовестная конкуренция и правовые способы борьбы с ней.
  11. Раскройте правовые гарантии свободы конкуренции и ограничение монополизма в рекламно-информационной деятельности.
  12. Раскройте понятие рекламы. Общие и специальные требования к рекламе. Ненадлежащая реклама.
  13. Недобросовестная реклама и правовые способы борьбы с ней. Контрреклама.
  14. Федеральный закон РФ «О защите прав потребителей».
  15. Раскройте права потребителей на добросовестную и правдивую информацию об изготовителе товара, о товаре, его качестве и безопасности. Ответственность за нарушение этих прав потребителей.
  16. Особенности отдельных видов рекламы и их правовое регулирование.
  17. Раскройте особенности законодательства о рекламе в США. Принципы рекламы американского бизнеса.
  18. Федеральная торговая комиссия США: ее функции по контролю за недобросовестной рекламой и конкуренцией.
  19. Определите участников рекламно-информационной деятельности и их правовое положение. Классификация и виды.
  20. Организационно-правовые формы юридических лиц в рекламно-информационной деятельности, их правовой статус.
  21. Договоры в рекламно-информационной деятельности.
  22. Понятие и виды договоров, применяемых в рекламно-информационной деятельности. Порядок их заключения.
  23. Определите стороны договоров, применяемых в рекламно-информационной деятельности.
  24. Права и обязанности рекламодателей, рекламопроизводителей и рекламораспространителей.
  25. Ответственность за неисполнение и ненадлежащее исполнение ими своих обязательств.
  26. В чем состоит правовая защита участников рекламно-информационной деятельности.
  27. Государственный контроль в рекламно-информационной деятельности.
  28. В чем состоит юридическая ответственность участников рекламно-информационной деятельности за нарушение законодательства о рекламе.
  29. Раскройте полномочия федерального антимонопольного органа по государственному контролю в области рекламно-информационной деятельности.
  30. В чем состоится полномочия региональных и муниципальных органов по контролю за рекламой.
  31. Страховое регулирование рекламно-информационной деятельности.
  32. Раскройте неформальные способы регулирования рекламы.
  33. В чем состоит регулирование рекламы средствами массовой информации.
  34. Раскройте значение Федерального закона РФ «О средствах массовой информации» в регулировании рекламно-информационной деятельности.
  35. В чем состоит значение традиций, общественных норм, морали, общественного мнения в регулировании рекламно-информационной деятельности.
  36. Какими бывают общественные движения за соблюдение этики в рекламе.
  37. Перечислите этические нормы, критерии и правила в рекламе.
  38. Раскройте формы саморегулирования в области рекламы. Формы их деятельности и полномочия.
  39. Как организуется саморегулирование рекламно-информационной деятельности участниками рекламного процесса.
  40. Перечислите профессиональные кодексы этики, нравственные и социальные институты рекламно-информационной деятельности.
  41. В чем состоит роль местных органов в регулировании рекламно-информационной деятельности.
  42. Раскройте роль средств массовой информации в саморегулировании рекламно-информационной деятельности.

Список рекомендуемой литературы

 

  1. Бадалов Д.С., Василенко И.И., Пузыревский С.А. Комментарий к Федеральному закону «О рекламе». – М.: Проспект, 2004. – 352с.
  2. Дворецкий В.Р. Комментарий к новому закону о рекламе. – М.: ГроссМедиа, 2006. – 96с.
  3. Емельянов А.А. О рекламе. Сборник постановлений, решений и определений федеральных арбитражных судов. – М.: Эксмо, 2006. – 368с.
  4. Правовые основы рекламной деятельности. Учебное пособие. – СПб.: Бизнес-пресса, 2004. – 208с.
  5. Протасов Н. Основной закон рекламы. – Изд-во: Август принт, 2004. – 208с.
  6. Реклама: законодательные и нормативные акты. Судебная практика и судебные процессы. Международные правила и обычаи делового оборота. – М.: Ось-89, 2006. – 176с.
  7. Реклама: сборник нормативных документов–М.: ГроссМедиа, 2006. – 80с.
  8. Спектор Е.И. Комментарий к ФЗ о рекламе (постатейный). – Изд-во: Вест-Консалтинг, 2006. – 122с.
  9. Шаблинский И.Г. Правовая поддержка рекламы и защита интеллектуальной собственности. – М.: Альпина, 2007. – 120с.
  10. 10. Зыбкин А.В., Полукаров В.Л. Параллельный мир: Реклама и право: Практические решения для рекламного бизнеса /Ин-т бизнеса и права; под. ред. Григоряна С.У. — М., 2000. — 248с.
  11. Кислов Д.В. Реклама: правовые основы, учет, налогообложение. – Изд-во: Главбух, 2003. – 144с.
  12. Правовое регулирование. Государственный контроль. Ответственность за нарушение законодательства о рекламе. — М.: Ось – 89, 2000. – 79с.
  13. Реклама: Правовое регулирование. Государственный контроль. Ответственность за нарушения законодательства о рекламе. Защита прав потребителей. Арбитраж. Практика. — М.: Ось-89, 2000. — 80с.
  14. Свердлык Г. А. Сборник законодательных и иных правовых актов и документов о рекламе. 2001. — М.: Статус, 2001.
  15. Свердлык Г.А., Андреев А.Н., Страунинг Э.Л. Проблемы рекламных правоотношений. – Изд-во: НТВ-Дизайн, 2002. – 56с.
  16. Свод обычаев и правил делового оборота рекламы на территории Российской Федерации. Общественный совет по рекламе. – М., 1999.
  17. Хохлов Д.В. Законодательство о рекламе сегодня. – СПб.: Нева / М.: Олма-Пресс, 2004.
  18. Черячукин Ю.В. Реклама в Европейском Союзе: концепция правового регулирования. Лекция. – Волгоград: ВЮИ МВД, 1999. – 41с.

Комментарии запрещены.