МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ Государственное и общественное регулирование рекламно-информационной деятельности
1. Цель занятия
Приступая к изучению учебного курса «Правовое и общественное регулирование рекламно-информационной деятельности» студенту необходимо уяснить цели и основные задачи преподаваемой дисциплины. Целью дисциплины является правовая подготовка студентов для самостоятельной деятельности в области рекламы, понимание отличия государственного регулирования рекламной деятельности от других видов экономической деятельности, изучение правовых основ рекламной деятельности, законодательства, регулирующего рекламную деятельность в России и за рубежом, состав, виды и особенности правового положения участников рекламной деятельности, виды и структуру основных договоров, применяемых в рекламе, а также основания и виды юридической ответственности участников рекламного процесса за правонарушения в сфере рекламы.При изучении дисциплины ставиться задача изучить правовые основы рекламной деятельности, приобрести и развить навыки применения законодательства о рекламе, определить место и роль государственного регулирования и контроля рекламной деятельности, рассмотреть методы и формы саморегулирования в этой сфере, понять значение традиций, общественных норм, морали и этики в регулировании рекламного процесса.
2. Содержание занятия
Для более глубокого усвоения предмета, понимания принципов и методов государственного и общественного регулирования рекламно-информационной деятельности можно порекомендовать следующее:
- работа с учебниками, учебными пособиями, указанными в списке рекомендуемой литературы, в которых наиболее полно отражены и систематизированы ключевые вопросы курса. При этом следует внимательно относиться к году издания, помня, что законодательство о рекламе прошло два этапа: 1996-2006 годы, когда действовал первый закон о рекламе, и с 2006 по настоящее время — время действия второго закона о рекламе;
- знакомится с текстами основных законов и других нормативно-правовых актов, направленных на регулирование общественных отношений в сфере рекламно-информационной деятельности;
- работа о специальной правовой литературой, изучение публикаций в научных журналах, ориентированных на рекламно-информационный процесс, например, «Индустрия рекламы», «Маркетинг», «Маркетолог», «Реклама», «Рекламные технологии», «Рекламный мир;
- при работе с литературой следует вести запись основных положений (конспектировать отдельные разделы, выписывать новые термины и раскрывать их содержание);
- необходимо обращаться к источникам, текстам и обсуждениям в интернете, в том числе в блогосфере, если они посвящены правовой и общественной стороне регулирования отношений в сфере рекламы, содержанию рекламных сообщений, этическим, нравственным и религиозным ограничениям. При этом необходимо быть внимательными и соблюдать осторожность, оценивая как достоверность ресурса, так и размещенной на нем информации.
Практическое занятие № 1.Тема:Предмет и основные принципы правового регулирования рекламной и информационной деятельности. Количество часов — 1.Вопросы к семинару:
- Предмет курса, основные принципы регулирования рекламной деятельности.
- Право и его роль в правовом регулировании рекламной деятельности.
- Реклама и общество. Правовые и этические критерии рекламы.
- Роль этических, нравственных и социальных институтов рекламной деятельности.
Практическое занятие № 2.Тема:Государственное (правовое) регулирование рекламной и информационной деятельности.Количество часов — 1.Вопросы к семинару:
- Задачи и основные принципы государственного регулирования рекламной деятельности.
- Механизм государственного регулирования рекламной деятельности.
- Нормативные акты федеральных органов государственной власти в области рекламы.
- Региональное и муниципальное регулирование рекламной деятельности
Практическое занятие № 3.Тема:Законодательство, регулирующее рекламную и информационную деятельность в России.Количество часов — 1.Вопросы к семинару:
- Федеральный Закон РФ «О рекламе» и его значение в регулировании рекламной деятельности.
- Федеральный закон РФ «Об авторском праве и смежных правах». Ответственность за нарушение прав авторов в рекламной деятельности.
- Федеральный закон РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках. Роль федерального антимонопольного органа в регулировании рекламной деятельности.
- Федеральный закон РФ «О защите прав потребителей». Защита прав потребителей от недобросовестной рекламы.
- Федеральный закон РФ «О средствах массовой информации» в рекламной деятельности.
Практическое занятие № 4.Тема:Правое регулирование отдельных видов рекламы.Количество часов — 1.Вопросы к семинару:
- Правовое регулирование рекламы: в средствах массовой информации.
- Правовое регулирование наружной рекламы и рекламы на транспортных средствах.
- Правовое регулирование рекламы отдельных видов товаров
- Правовое регулирование рекламы финансовых, страховых, инвестиционных услуг и ценных бумаг.
Практическое занятие № 5.
Тема:Зарубежный опыт правового регулирования рекламы. Количество часов — 1.Вопросы к семинару:
- Общее в законодательстве о рекламе европейских стран.
- Особенности законодательства о рекламе в США. Основные нормативные акты.
- Особенности рекламного законодательства КНР.
- Ограничения по рекламе табака, алкоголя, лекарств, детских товаров в зарубежных странах.
Практическое занятие № 6.
Тема:Участники рекламной деятельности и их правовое положение. Договоры в рекламной деятельности.Количество часов — 1.Вопросы к семинару:
- Понятие и виды субъектов рекламной деятельности, их классификация.
- Правовая защита интересов участников рекламной деятельности.
- Понятие и виды договоров, применяемых в рекламной деятельности.
- Права и обязанности участников рекламной деятельности.
- Ответственность за неисполнение и ненадлежащее исполнение обязательств.
Практическое занятие № 7.
Тема:Государственный контроль и саморегулирование в рекламной деятельности.Количество часов — 1.Вопросы к семинару:
- Правовые способы борьбы с недобросовестной рекламой. Федеральный антимонопольный орган и его полномочия.
- Полномочия региональных и муниципальных органов по контролю за рекламой.
- 3. Саморегулирование рекламной деятельности участниками рекламного процесса.
Практическое занятие № 8.
Тема:Юридическая ответственность за правонарушения в сфере рекламной и информационной деятельности.Количество часов — 1.Вопросы к семинару:
- Основные виды ответственности за правонарушения в рекламной деятельности.
- Гражданско-правовая ответственность за нарушения обязательств по договорам, регулирующим рекламную деятельность.
- Административные санкции за правонарушения в сфере рекламы и порядок их наложения.
Контрольные вопросы для самопроверки
- Раскройте предмет и основные принципы правового регулирования рекламно-информационной деятельности.
- Определите роль гражданского, торгового и международного прав и их роль в регулировании рекламно-информационной деятельности.
- Каковы Социальная значимость рекламы.
- В чем состоит государственное регулирование рекламно-информационной деятельности. Задачи и основные принципы.
- Перечислите источники правового регулирования рекламно-информационной деятельности в России.
- Федеральный закон РФ «О рекламе».
- Федеральный закон РФ «Об авторском праве и смежных правах».
- Федеральный закон РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности».
- Законодательство, регулирующее рекламную деятельность в РФ.
- Недобросовестная конкуренция и правовые способы борьбы с ней.
- Раскройте правовые гарантии свободы конкуренции и ограничение монополизма в рекламно-информационной деятельности.
- Раскройте понятие рекламы. Общие и специальные требования к рекламе. Ненадлежащая реклама.
- Недобросовестная реклама и правовые способы борьбы с ней. Контрреклама.
- Федеральный закон РФ «О защите прав потребителей».
- Раскройте права потребителей на добросовестную и правдивую информацию об изготовителе товара, о товаре, его качестве и безопасности. Ответственность за нарушение этих прав потребителей.
- Особенности отдельных видов рекламы и их правовое регулирование.
- Раскройте особенности законодательства о рекламе в США. Принципы рекламы американского бизнеса.
- Федеральная торговая комиссия США: ее функции по контролю за недобросовестной рекламой и конкуренцией.
- Определите участников рекламно-информационной деятельности и их правовое положение. Классификация и виды.
- Организационно-правовые формы юридических лиц в рекламно-информационной деятельности, их правовой статус.
- Договоры в рекламно-информационной деятельности.
- Понятие и виды договоров, применяемых в рекламно-информационной деятельности. Порядок их заключения.
- Определите стороны договоров, применяемых в рекламно-информационной деятельности.
- Права и обязанности рекламодателей, рекламопроизводителей и рекламораспространителей.
- Ответственность за неисполнение и ненадлежащее исполнение ими своих обязательств.
- В чем состоит правовая защита участников рекламно-информационной деятельности.
- Государственный контроль в рекламно-информационной деятельности.
- В чем состоит юридическая ответственность участников рекламно-информационной деятельности за нарушение законодательства о рекламе.
- Раскройте полномочия федерального антимонопольного органа по государственному контролю в области рекламно-информационной деятельности.
- В чем состоится полномочия региональных и муниципальных органов по контролю за рекламой.
- Страховое регулирование рекламно-информационной деятельности.
- Раскройте неформальные способы регулирования рекламы.
- В чем состоит регулирование рекламы средствами массовой информации.
- Раскройте значение Федерального закона РФ «О средствах массовой информации» в регулировании рекламно-информационной деятельности.
- В чем состоит значение традиций, общественных норм, морали, общественного мнения в регулировании рекламно-информационной деятельности.
- Какими бывают общественные движения за соблюдение этики в рекламе.
- Перечислите этические нормы, критерии и правила в рекламе.
- Раскройте формы саморегулирования в области рекламы. Формы их деятельности и полномочия.
- Как организуется саморегулирование рекламно-информационной деятельности участниками рекламного процесса.
- Перечислите профессиональные кодексы этики, нравственные и социальные институты рекламно-информационной деятельности.
- В чем состоит роль местных органов в регулировании рекламно-информационной деятельности.
- Раскройте роль средств массовой информации в саморегулировании рекламно-информационной деятельности.
Список рекомендуемой литературы
- Бадалов Д.С., Василенко И.И., Пузыревский С.А. Комментарий к Федеральному закону «О рекламе». – М.: Проспект, 2004. – 352с.
- Дворецкий В.Р. Комментарий к новому закону о рекламе. – М.: ГроссМедиа, 2006. – 96с.
- Емельянов А.А. О рекламе. Сборник постановлений, решений и определений федеральных арбитражных судов. – М.: Эксмо, 2006. – 368с.
- Правовые основы рекламной деятельности. Учебное пособие. – СПб.: Бизнес-пресса, 2004. – 208с.
- Протасов Н. Основной закон рекламы. – Изд-во: Август принт, 2004. – 208с.
- Реклама: законодательные и нормативные акты. Судебная практика и судебные процессы. Международные правила и обычаи делового оборота. – М.: Ось-89, 2006. – 176с.
- Реклама: сборник нормативных документов–М.: ГроссМедиа, 2006. – 80с.
- Спектор Е.И. Комментарий к ФЗ о рекламе (постатейный). – Изд-во: Вест-Консалтинг, 2006. – 122с.
- Шаблинский И.Г. Правовая поддержка рекламы и защита интеллектуальной собственности. – М.: Альпина, 2007. – 120с.
- 10. Зыбкин А.В., Полукаров В.Л. Параллельный мир: Реклама и право: Практические решения для рекламного бизнеса /Ин-т бизнеса и права; под. ред. Григоряна С.У. — М., 2000. — 248с.
- Кислов Д.В. Реклама: правовые основы, учет, налогообложение. – Изд-во: Главбух, 2003. – 144с.
- Правовое регулирование. Государственный контроль. Ответственность за нарушение законодательства о рекламе. — М.: Ось – 89, 2000. – 79с.
- Реклама: Правовое регулирование. Государственный контроль. Ответственность за нарушения законодательства о рекламе. Защита прав потребителей. Арбитраж. Практика. — М.: Ось-89, 2000. — 80с.
- Свердлык Г. А. Сборник законодательных и иных правовых актов и документов о рекламе. 2001. — М.: Статус, 2001.
- Свердлык Г.А., Андреев А.Н., Страунинг Э.Л. Проблемы рекламных правоотношений. – Изд-во: НТВ-Дизайн, 2002. – 56с.
- Свод обычаев и правил делового оборота рекламы на территории Российской Федерации. Общественный совет по рекламе. – М., 1999.
- Хохлов Д.В. Законодательство о рекламе сегодня. – СПб.: Нева / М.: Олма-Пресс, 2004.
- Черячукин Ю.В. Реклама в Европейском Союзе: концепция правового регулирования. Лекция. – Волгоград: ВЮИ МВД, 1999. – 41с.
|